(Из дневника краеведа, 11 января 2018. Музей чувашского узора. На открытии выставки мастерицы Людмилы Балтаевой)
На волне праздничного воодушевления, когда Наталия Захарова, Светлана Недвигина по-царски встречали гостей прямо с крыльца, в блеске и красоте обновленного здания, напоминающего мне маленькую копию Московского исторического музея, в мыслях неудержимо промелькнули картины более чем полувековой давности. Здесь, в этом здании, в студенческие годы меня от голодного истощения спасла хрущевская оттепель: хлеб на стол стали подавать бесплатно, но надо было брать хотя бы стакан чая на три копейки.
...Пока казенные лица и гости готовились к торжественным речам с цветами да грамотами, повел меня народный академик, известный в стране натуралист, руководитель центра «Карӑш» Альберт Ластухин в боковой зал на свою выставку этнографических рисунков. Весь зал в круговую в его рисунках, но тут, оказывается, девушки накрывают богатый фуршет в честь открытия новой выставки... Это как раз то место, где когда-то была столовая и понимавшая сиротских студентов работница столовой подкладывала нам дополнительную порцию хлеба и просила ради здоровья не стесняться еды...
Какие годы, какие контрасты! Хотя я бывал на фабрике «Паха тӗрӗ» и писал о ее красивых изделиях, швах и шагах каждой фигуры, следил по интернету за выставками Музея узоров, контраст между прошлым и нынешним ослепил мои старческие глаза. Когда мы с Денисом Гордеевым (ныне народным писателем) со студенческой кочки писали о чувашских танцах и песенной пентатонике, о вышивках, украшениях, костюмах и отсутствии сувениров для гостей, представить не могли, что наши мечтания намного слабее действительной мощи народных талантов... Мы и не представляли, что к нам вернутся дорогие украшения и в музее откроется неописуемая «Серебряная кладовая».
— Азамат, веди меня по этой радуге, — говорю сыну Людмилы Владимировны, приехавшему на каникулы из Чехии. — Мне одному не одолеть красоту таланта твоей матери! — Азамат охотно и толково отвечает на все мои вопросы. Как не радоваться таким родителям и сыновьям, халӑхӑм !
Балтаевы — Николай Михайлович, Людмила Владимировна и их боевые орлы Азамат и Атилла — жизнерадостные, трудолюбивые, целеустремленные и талантливые художники. Еще молодым, незаслуженным и неженатым помню Мигуся Балтая, он тогда уже копался в разгадках узорных символов, строил смелые гипотезы и догадки, печатался в газетах и журналах. Тогда еще у него не было молота, одним ударом которого мог выбивать любую деньгу и обворожительное украшение. Теперь он возмужал, встал на крепкие ноги, но остался пытливым, простым, общительным. Кто хоть сколько-нибудь знаком с Балтаевыми, не может не полюбить каждого из них. Они обаятельны характерами, еще более привлекательны ювелирными трудами. Отзывчивы и обязательны. Как-то раз мы в Совете старейшин обсуждали проблемы традиционной культуры и вопрос коснулся восстановления мужской праздничной и боевой одежды. Печально, что отличавшиеся храбростью и мастерством чувашские воины были полностью лишены своего неповторимого одеяния. Даже старики теперь не могут припомнить ничего, кроме вяленого калпака, кримской шапки и свадебного каптала. Отозвавшись на нашу просьбу, Людмила и Николай организовали перед нами показ чувашских костюмов, но среди них не было мужских комплектов. Балтаевы готовы разработать любое изделие — дайте описание! Описания-то у нас нет! Даже то, что имеется в архивах Алексея Милли или Кузьмы Элле, до сих пор не изучено.
... На этой выставке уже есть о чем говорить, потому что только мужских головных уборов выставлено не менее пяти новых образцов. И продолжаем обсуждать их и форму чувашского мужского головного убора. Азамат разъясняет историю и гармонию шлемообразного каптӑр (меховой шапки) и шишкоконечного тӑрлик. Они уже были на свадьбах — на головах женихов. Народу нравятся. Мигусь надевает мне на голову черный харпур, Тимер Тяпкин предлагает тӳпеттей и пӗрмек (пилотку с околышем). Но нет традиционных войлочных чаплашек и ялттан, франтоватого ялккас с козырьком, широкополого праздничного шӗлепке (шляпы).
... Выставка Людмилы Балтаевой удалась на славу. Она богата, виртуозна, изящна и светла. Поучительна. Посетители и коллеги-мастерицы хвалят, одобряют каждое украшение, каждое платье... То, что о Балтаеввых говорено на этой выставке и писано до сих пор хвалебного — справедливо и точно. Тьфу-тьфу, как бы не сглазить гармоничный, образцовый союз этой редкой в чувашском мире творческой и одухотворенной семьи. Заклинаю, чтобы любимый созидательный труд, осознание семьей важности их общего творчества для всей национальной культуры помогли им преодолевать любые трудности и житейские преграды. Пусть будет так!
...Пишу это благословение моим дорогим художникам Балтаевского квартета, радуюсь, душой молодею. А мысли все еще кружатся там, в той студенческой столовой со стаканом трехкопеечного чая. Не я один, не я один... Почти все мое поколение военного детства было сирым и голодным. Надеюсь, у нового поколения чистые чаяния воплотятся в жизнь, власти не отнимут у людей радости взлета национального духа, языка, философии и творческого труда! Пусть будет так! Пусть будет так!
Redakcia noto: La publikigo de artikoloj ne signifas, ke la redakcia estraro dividas la opinion de ĝiaj aŭtoroj.
Армути, виç пуслăх чей вăл иртнĕ ĕмĕртеччĕ. Эсир вара пире иртнĕ ĕмĕрте хăварас тетĕр? Çÿлелле туртăнмалла,çÿлелле... Ивановăн поэми "Нарспи" мĕн тери çÿллĕ шайра, çавăн шайне туртăнас пулать.
Лапрашкину // 4111.97.5938
2018.04.29 13:32
Чтобы вас всех понять нужно возвратиться в ЯЗЫЧЕСТВО. В Чувашии идет возрождение ЯЗЫЧЕСТВА и становление НЕОЯЗЫЧЕСТВА, против чего и боролся Патриарх образования и культуры чувашской И.Я.Яковлев.
Но это закономерно, ибо этнос находится в стадии упадка (ведь смертность превышает рождаемость на 23%), когда усиленно утверждается якобы процесс возрождения, хотя это процесс перехода в другое состояние. За старое, привычное хватаются, свою "молодость" хотят и вспоминают, а это всегда тоскливо, душевно больно, но ничего не сделаешь. Даже римляне исчезли, зато появились итальянцы, французы, румыны. Византийцы (ромеи, христиане) тоже пытались за старое хвататься, а в результате их завоевал 20-летний турецкий султан. Он обещал войти в христианский храм войти на белом коне и вошел. Вот к чему подобное приводит. Но мы любим на своих ошибках учиться, хотя вряд-ли это позитивная учеба, а это уже признак... Да ладно упрямство - страшная штука, особенно в истории. "ЭПИР ПУЛНĂ, ПУР, ПУЛАТПĂР" помните, вроде возвышенно и правдиво, однако не учли вот что: "Я есть Тот, Кем Я был, и буду Тем, Кто Я есть" (Бог знает о Самом Себе). А мы нет. Так вот И.Я.Яковлев как раз вот это божественное хорошо знал.