В этом 2017 году исполнилось 110 лет со дня рождения Пётра Васильевича Дементьева (1907-1977), знаменитого организатора авиационного производства в нашей стране, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Сталинской премии, генерал-полковника-инженера. Его последняя по времени должность — министр авиационной промышленности СССР. Четверть века находился на этом посту.
П. В. Дементьев родился в чувашском селе Убей (чув.Упи, тат.Үби) Буинского уезда Симбирской губернии (относящемся в настоящее время к Дрожжановскому району Республики Татарстан), в семье учителя. Отец — Василий Степанович, мать — Елена Герасимовна Дементьевы.
Давайте вот с этого места поподробнее!
В нынешнем Дрожжановском районе — пять населённых пунктов с названием Убей: Старый Убей (Кивӗ Упи), Убей (Пасарлӑ Упи), Новый Убей (Ҫӗнӗ Упи), Малый Убей (Турхан Упи) и Татарский Убей (Тутар Упи). За исключением последнего, все они чувашские. Расположены достаточно компактно, в одной местности (в долине реки Малая Цильна).
После отмены крепостного права в 1861 году некоторые бывшие крепостные крестьяне Симбирского края стали переселяться в чувашские сёла. Так оказался в Убее дед П.В.Дементьева Степан Игнатьевич Дементьев со своим большим семейством. Произошло это в 1885-1890 годах. Происходил Степан Игнатьевич из Петровки Симбирского уезда. Ныне этого населённого пункта не существует, но примерно известно, в каком месте он находился.
Переселялись в Убей и другие бывшие крепостные. Сначала таким переселенцам выдавали землю, потом перестали. Безземельные были вынуждены заниматься разными ремёслами и, как сказали бы нынче, мелким предпринимательством. У Дементьевых земля была.
Так образовалась в Убее небольшая русская община.
Нет никаких сомнений, что эти люди очень быстро интегрировались в местное сообщество. Овладели чувашским языком, стали проживать той же самой жизнью что и все местные коренные люди. Тем более у них, как у бывших крепостных, никаких комплексов, предрассудков, пожалуй, не было. В противном случае они бы вообще здесь не оказались.
До наших дней в этих селениях Убей русская община в том виде конечно не сохранилась. Однако многие убеевцы по семейным преданиям знают, что они происходят вот из таких русских. Цитата из газеты "Республика Татарстан", статья "Убей… Как много в этом слове!" Автор статьи: ЩЕРБАКОВА Раиса Дата:03.07.2004 Выпуск: № 134 (25210) (Электронный вариант: 19 февраля 2017 17:26):
К слову, основной язык общения здесь — чувашский... Итак, в 2004 году в составе Убеевского Совета местного самоуправления насчитывается 603 хозяйства. Население составляет 1737 душ, в том числе татары — 69 человек, чуваши — 1329, русские — 25, мордва — 10, мари — 4.
Не думаю, что названные здесь 25 русских являются потомками тех жителей Петровки, переселившихся в Убей в XIX веке. Они просто члены современных смешанных семей.
Один из сыновей Степана Игнатьевича по имени Василий со временем поступил учиться в только что образованную Хорновар-Шигалинскую второклассную учительскую школу. Чувашское село Хорновары-Шигали (чув.Хурӑнвар) — это совсем близко от Убея, ныне тоже входит в Дрожжановский район.
После окончания этого учебного заведения Василий Степанович был направлен учителем в Алёшкин-Саплыкскую (чув.Элешке Саплӑк, или просто Саплӑк) церковно-приходскую школу. Надо думать, занятия проходили вначале в частных крестьянских домах, потому что до 1905 года у школы своего здания не было. Молодой учитель женился на девице из села Новое Ильмово (чув.Ҫӗнӗ Йӗлмел) Елене Герасимовне. Они здесь, в Алёшкине-Саплыке, снимали квартиру, хозяином которой был некто Андрей Бабайкин. Только в 1905 году в наконец-то возведённом здании школы для учительской семьи нашёлся свой собственный закуток. Вот здесь и родился Пётр Васильевич Дементьев, будущий министр авиационной промышленности СССР. Однако во всех справочниках местом рождения указывается Убей. По-видимому, это связано с тем, что его крестили в тамошней церкви и в метрических книгах записали соответствующим образом. Тем более, и земельные наделы Дементьевых были там.
Однако Петр Васильевич с этим селом связан не только как с местом своего крещения. Когда наступило время, родители послали учиться в Убеевскую школу. Согласитесь, всё это несколько загадочно. Казалось бы, вот она школа, здесь, в Алёшкине-Саплыке! И учителем там работает не кто-нибудь, а собственный отец! Почему же маленький Пётр здесь не стал учиться? Не знаю, могли быть разные причины. Одна из них — элементарная теснота в учительской квартире. Ведь после Петра в молодой семье ещё стали рождаться дети. Другой причиной могло быть то, что в 1912-1918 годах Убеевская школа функционировала как второклассная, с 6-летним обучением, то есть, как не крути, рангом была всё же выше, чем школа в Алёшкине-Саплыке. И так далее.
Вот такое начало пути нашего Героя. Он, Пётр Васильевич Дементьев, по всем признакам и параметрам, являлся плоть от плоти выходцем из настоящего "чувашского мира", каких бы сам не был "кровей". Ничего странного в этом нет.
Если уж обратиться к разным сравнениям, то такие же судьбы в этом отношении, например, у уроженки примерно этих же краёв Капитолины Эсливановой, знаменитого Иакинфа, автора трагедии "Последние дни Булгарского государства" М.Ф.Юрьева, композитора Анатолия Тогаева, Раисы Сарби, Валери Тургая.... У художника Анатолия Миттова мама была татаркой.
При написании этого текста я воспользовался исследованиями краеведов из дрожжановско-симбирских сторон Валентина Макарова и Николая Ларионова. Соответствующую ссылку я уже дал. А вот ещё одна ссылка: "Прошлое нашего края и села Алёшкин-Саплык".
Про дальнешую жизнь Пётра Васильевича Дементева читатель легко может найти много литературы. В том числе и в Интернете.
Вот и произнесено это слово – Дементьев. Петр Васильевич Дементьев. Министр авиапромышленности СССР. Август 1953 года.
Вот уж кого Яковлев меньше всего хотел бы видеть в кресле министра, так это Петрушу Дементея. Теперь навсегда – Петра Васильевича Дементьева. Более того, он, как и многие другие, был удивлен этим назначением. Дело в том, что укреплявшийся во власти Хрущев активно освобождался от людей Сталина. А Дементьев, как ни крути, на все сто процентов был человеком сталинского гнезда. Может, этот хитрый чуваш и не боготворил Сталина, как он, Яковлев, но уж точно был его человеком.
Дементьев — министр? Яковлев поначалу не был уверен, что тот потянет этот воз. Производственник – да. Может вышибать деньги для отрасли – да. Хорошо знает кадры директоров заводов – да. Но в этот момент нужен человек, тонко чувствующий веяния научно-технического прогресса, понимающий роль науки. Всего этого у Дементьева, похоже, нет. Роль простачка, которую он играл в окружении Сталина, помогала ему, но вряд ли он может быть настоящим министром. И еще – нет в нем подлинного лоска, который должен быть у министра, лоска, который дает образование, воспитание. Настоящее воспитание…
То, что он ошибся, Яковлеву придется выяснить это позже, а пока… А пока он, кажется, не сумел скрыть своего недоумения хрущевским назначением. Может, это было раздражением на Хрущева, поскольку все, что делал этот человек, у Яковлева вызывало раздражение.
C жизнью и деятельностью П.В.Дементьева можно познакомиться ещё на этом сайте.
Прожил П.В.Дементьев всего 70 лет. Нельзя сказать, что до глубокой старости. Вспоминал ли он в жизни родные края, знакомые места, родных, свои детские и юношеские годы? На этот счёт имеются иногда самые фантастические предположения. Однако вот что можно почитать сейчас на (старом?) сайте Убейской средней школы Дрожжановского района Татарстана:
В 1961 году Убеевская школа стала восьмилетней. Директором был назначен Шаталин Василий Егорович. При содействии Дементьева Петра Васильевича рабочие авиационного завода провели центральное отопление, построили котельную."
Как бы подытаживая, можно сказать следующее. Происхождение, детство и юношеские годы генерал-полковника-инженера Петра Васильевича Дементьева тесно связаны с чувашскими селениями Дрожжановского района Татарстана. Речь идёт прежде всего о таких населённых пунктах.
Алёшкин-Саплык — фактическое место рождения.
Убей — формальное место рождения и здесь первоначально обосновался род Дементьевых после переселения.
Хорновары-Шигали — здесь учился отец Пётра Васильевича в местной второклассной школе и стал учителем.
Новое Ильмово — село, откуда была мама, Елена Герасимовна.
Что касается "хитрости" Петра Васильевича, то она заключается и в том, как элегантно замаскировано и, если можно так выразиться, зашифровано, — помимо чьей-либо воли, — его подлинное происхождение.
Redakcia noto: La publikigo de artikoloj ne signifas, ke la redakcia estraro dividas la opinion de ĝiaj aŭtoroj.