В чебоксарской галерее «Серебряный век» Национальной библиотеки Чувашской Республики завершает работу художественная выставка «Диптих». Она посвящена 65-летию заслуженного художника ЧР Геннадия Дубровина и заслуженного работника культуры ЧР, отличника народного просвещения РФ Вагиза Камалетдинова.
Дубровин
Г.Дубровин родился в 1951 году в селе Абызово Вурнарского района ЧАССР. Окончил Художественно-графический факультет ЧГПУ. Живописец. Дизайнер. Доцент Московского государственного университета дизайна и технологий. Председатель правления Чувашской республиканской общественной организации «Творческий союз художников» (ЧРОО «ТСХ»). Участник многих выставок. Имеет творческие награды. Член творческой группы художников, создавшей витраж Герба Чувашской Республики на Доме правительства ЧР в Чебоксарах.
В одной публикации о творчестве Г.Дубровина сказано, что он создаёт образы в «геометрической абстракции». На выставке представлены картины в этом стиле. Автор создаёт беспредметные композиции, где ищет гармонию цветовых соотношений. Эти работы декоративны. Хотя в Интернете представлены и традиционные пейзажи. Но и там художник отходит от классического реализма.
Камалетдинов
В.Камалетдинов родился в 1951 году в селе Урмаево Комсомольского района ЧАССР. Тоже выпускник ХГФ ЧГПУ. Член ТСХ и СЧХ, Международной федерации художников. Работал в разных городах России. Преподавал в родном селе. Сейчас — в райцентре Комсомольское, в ДШИ. На прежних выставках СЧХ также были представлены его реалистические пейзажи. Но после того, как художник поездил по Западной Европе, его стиль изменился. Теперь в его работах заметно влияние французской живописи 19-20-х веков. То есть, его творческий потенциал обогатился. Художник развивает свои творческие способности.
Общее
Оба автора по происхождению из чувашской и татарской глубинки. Но отрадно, что они не замкнулись в местном пространстве, а вышли в открытый мир российского и мирового изобразительного искусства.
Виновники торжества пригласили на вернисаж своих учителей — преподавателей ХГФ ЧГПУ, однокашников по учёбе и коллег по творчеству. Звучали слова благодарности за помощь в учёбе и творчестве.
Вёл вернисаж скульптор Олег Ксенофонтов.
Дубровин. Из Автобиографии
— Моя мать — учительница, — вспоминал Г.Дубровин. Отец из семьи раскулаченных. Но, когда в 1941-м году началась Отечественная война, отец пошёл добровольцем, защищал Родину. Получил ранение в Сталинградской битве. Но попросился обратно на фронт. Стал старшиной. Кавалер ордена Славы.
В нашем селе не было учителя рисования. Эти уроки вёл учитель пения, да и тот самоучка. Но мне хотелось учиться дальше.
Спасибо учителям, преподавателям. Наш Творческий союз художников России имеет достойные традиции. У нас — художники-профессионалы, в союзе ценится свобода творчества ещё со времён Бульдозерной выставки (художников-авангардистов, Москва, 1974 — авт.). В нашей республике наш союз не (очень-то) поощряется, но мы работаем. Спасибо коллегам!
В таком же ключе благодарил учителей, преподавателей и коллег В.Камалетдинов.
Художников приветствовала певица Валентина Двойнова. Она пела и танцевала. На вернисаже царила праздничная атмосфера.
Продолжение дискуссии
Неформальное творческое обсуждение, как обычно, продолжилось за фуршетом. Его открыл В.Камалетдинов известной песней (1978) барда Олега Митяева (1956):
«Изгиб гитары жёлтой ты обнимаешь нежно,
Струна осколком эха пронзит тугую высь.
Качнётся купол неба большой и звёздно-снежный.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
… Царила необыкновенно раскрепощённая атмосфера, как это принято, и бывает у художников.
Дискуссия и винах и производителях
Отмечу один примечательный факт. Среди вин, которые приготовили организаторы праздника, было очень хорошее красное сухое марки «Каберне».
— Обратите внимание, — заметил Г.Дубровин. — «Каберне» — производства Чили. Это — качество!
— Другая бутылка — производства Молдовы. У них тоже хорошее качество, — добавил автор этих строк.
— Ну, это, пожалуй, слабее, ведь молдаване — это те же цыгане…
— Не скажите, — возразил я. Мне довелось пожить месяц в Молдавии в селе со студентами из Чувашии на уборке урожая ещё в советские времена. — У молдаван — хорошее вино. Они — опытные виноградари. Умеют делать вино. Они уважают свой труд и потребителей. Отмечу честность крестьян-молдаван, виноделов. Они дорожат своей репутацией и репутацией своего вина.
Кстати, они обижаются, когда их называют цыганами. (Те ведь кочуют везде по Европе. И мы в России — большинство — знаем о молдаванах и цыганах лишь по поэме Александра Пушкина «Цыганы» (1824):
«Цыгане шумною толпой
По Бессарабии кочуют».
А молдаване — осёдлые земледельцы.)
Когда мы открыли «Каберне» из Молдовы, оно оказалось тоже отличным. Тем более, вино оказалось урожая 2011-го года, то есть, пятилетней выдержки. Конечно, у разных географических местностей — свой букет.
Хороший знак
Вашего корреспондента радует, что наши городские сородичи (особенно москвичи) стали разбираться в винах. Пора, хамар ялсем, тавансем, перестать пить водку, не говоря уже об известном деревенском крепком спиртном напитке аншарли (и др. — самогон)! Надо беречь здоровье. И научиться получать удовольствие от хороших некреплёных вин. Как в цивилизованной Европе. Учиться культуре застолья.
Как-то я послал свой репортаж о вернисаже чувашского художника Валерия Краснова, угощавшего коллег и гостей на фуршете вином, руководителю Всемирной ассамблеи тюркских народов (ВАТН) в Казахстан, к сведению.
— Вот как, чуваши стали пить вина? — констатировал казах. Выпускник советского московского вуза, наверно, в годы учёбы в Москве видел другие примеры.
Как видим, положительные подвижки и примеры есть. Значит, наш бывший в массе своей деревенский народ в городе цивилизуется тоже. Хотя есть и отрицательные примеры. Всё дело в том, чему в городе учиться у других народов. Хорошему, или плохому? Надо бы хорошему, а не наоборот.
Тимер АКТАШ.
Чебоксары, Июнь 2016
На снимке: (Слева направо) Художники Геннадий Дубровин и Вагиз Камалетдинов на вернисаже в галерее «Серебряный век». 10 июня 2016 года. Фото автора
Redakcia noto: La publikigo de artikoloj ne signifas, ke la redakcia estraro dividas la opinion de ĝiaj aŭtoroj.