Как мы уже сообщали, прошедшей зимой и в начале этой весны в Чебоксарах и Казани успешно прошли Персональные выставки талантливого чувашского живописца из Яльчикского района ЧР Валерия Краснова (1969). Но на днях в Чебоксарах художник продемонстрировал ещё и другие творческие способности. Он оказался ещё и бардом, рок-музыкантом, поющим под гитару. Причём, одинаково хорошо на двух языках — родном и русском.
Вернисаж в галерее «Серебряный век»
А дело было так. В галерее «Серебряный век» Национальной библиотеки ЧР торжественно открылась очередная художественная выставка. Её инициатор — аспирантка ЧГПУ, член Союзов художников Татарстана и России Елена Баймяшкина, живущая в Казани. Она привезла на вернисаж коллег — Ирину Фугалевич из Набережных Челнов и Разиду Юсупову, свою однокашницу по ХГФ ЧГПУ, сейчас живущую под Казанью. Гости привезли добротную профессиональную живопись — «На булгарской земле» Е.Баймяшкиной, хорошие пейзажи, портреты и др.
На выставке представлены также фотографические работы казанского фотохудожника Виктора Баймяшкина с портретами наших сородичей в чувашских национальных костюмах из города Болгар РТ и Батыревского района ЧР.
Основную часть экспозиции заняли произведения членов Союза художников ЧР — Ревеля и Александра Фёдоровых, Андрея Анохина, Вольта Медведева и других известных мастеров Чувашии. Среди них также — «Черногория. Адриатическое море».2015 Николая Андреева, «Новгородская пигмалионша» Нины Алимасовой и другие интересные работы.
Явление художника-барда
Когда торжественная часть уже закончилась, и участники вернисажа в основном разошлись, приехал В.Краснов. Он успел к чаепитию, которое любезно организовали для художников устроители и библиотекари. Валерий Алексеевич сообщил, что привёз свои картины с выставки в казанском Доме дружбы народов Татарстана. Он был доволен результатами. Творческое обсуждение продолжилось в неформальной обстановке.
Вспомнили, как Краснов на своём вернисаже красиво спел под гитару чувашскую народную песню «Хуран варта» (В берёзовой балке). Она произвела впечатление также и в Казани.
— А можно я исполню её сейчас? — спросил художник. В отделе литературы по искусству, оказывается, имеется и гитара. В.Краснов, настроил струны и запел. Слушатели наградили его аплодисментами. И тут произошло неожиданное. Оказывается, художник поёт не только чувашские народные песни, но и собственные. Что он с удовольствием и продемонстрировал. Затем прозвучали известные песни знаменитого рок-музыканта и барда конца 1980-х годов Виктора Цоя (1962-1990).
— А можно его «Хочу перемен»? — попросил ваш корреспондент.
Просьба была выполнена. Валерий запел. Мы подхватили припев:
«Перемен требуют наши сердца.
Перемен требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен.
Перемен!
Мы ждём перемен».
Импровизированный концерт для узкого круга коллег и товарищей продолжился. Но библиотека закрывалась.
В ретро-кафе
Баймяшкина предложила продолжить посиделки в кафе. Она повезла нас в любопытную точку общепита с советской ретро-символикой. (Если не ошибаюсь, в прежние времена в этом помещении находился магазин «Диета».) Теперь в интерьере — большое красное знамя, портрет В.Ленина, советские газеты, бытовая электротехника и прочие экспонаты ушедшей эпохи. Для нынешней молодёжи это просто экзотика. А для некоторых представителей старшего поколения — это воспоминания юности, прошедшей молодости и зрелого возраста.
Посетителей оказалось немного. Мы заняли столик. Елена заказала жаркое, кажется, из ветчины, в чугунных сковородках в форме поросёнка на деревянных подставках. Ваш корреспондент, соблюдающий диету, не стал рисковать. Это было жирное блюдо. Я выбрал альтернативный вариант. Как говорит доктор Елена Малышева: «Вода важнее, чем еда».
О талонах и дефиците
После ужина Краснов вспоминал юные годы в Чебоксарах времён Перестройки конца 1980-х годов, талоны на предметы первой необходимости и спиртное. Как ему — крепкому парню — однокашники поручали ответственное задание — в нервной злой толчее очереди за дефицитом — покупать товар на группу. И как ему — рослому парню — этот ценный товар в ящике, по-народному — «валюту», надо было бережно вынести из очереди на поднятых руках.
О сосновских хулиганах и ворах
… — Как-то мы с группой однокашников поехали летом в поход на природу с ночёвкой за Волгу, — вспомнил ещё одну историю художник. — Вечером у костра устроили пикник. И тут к нам пришли местные хулиганы с агрессивными намерениями. Хотели ограбить, угрожали насилием девушкам.
Нам, парням, пришлось защищаться, — эмоционально восклицал рассказчик. — Мы взяли в руки топоры, которыми рубили дрова для костра, палки и другие предметы.
— А сколько вас, парней, было? — спросила Баймяшкина.
— Человек десять. Потом, правда, позже появилась милиция.
— Ну, вам повезло, что вас была довольно большая группа для самозащиты, — заметил я. — И что не струсили. Если бы вас оказалось меньше, плохо бы пришлось. Традиции этого посёлка Сосновка знаю.
(Зимой по воскресеньям средь бела дня местное ворьё воровало лыжи у нас, лыжников, приезжавших покататься из Чебоксар в Заволжье в сосновом лесу. Воровали во время нашего обеда в поселковой столовой. А местные хулиганы группой к кому-нибудь тихому беззащитному интеллигенту придирались и били. Разумеется, как всегда, никакой милиции при этом не оказывалось.)
Продолжение экспромт-концерта
… Краснов, не спеша, расчехлил гитару. Хотя в кафе транслировался некий нейтральный негромкий музыкальный фон, и официантка не рекомендовала петь. Но Валерий рискнул потихоньку начать. Возражений не последовало.
Прозвучали известные песни Виктора Цоя — «Звезда по имени Солнце», «Война», «Восьмиклассница», «Кукушка»; а также — народная «А я милого узнаю по походке» в аранжировке Гарика Сукачёва и «Бригады С»; «Кони привередливые» Владимира Высоцкого. Мы подпевали.
Из творческой биографии Валерия Краснова
Кафе закрывалось в 22 часа. Мы рассчитались. На улице шёл весенний апрельский дождь. Простились с художницами. Они уехали на «Хюндае» Разиды.
Мы с Валерием прошли до троллейбусной остановки. Пока ждали нужный маршрут, я расспрашивал Краснова о том, как он пришёл к музыке, стихам и песням. Оказывается, ещё в детстве в деревне мальчик смастерил сам струнный инструмент из подручных средств. Затем в городе Канаше, во время учёбы в профессиональном училище, где учился на электросварщика, купил свою первую гитару. Ему показали первые аккорды, и юный музыкант осваивал инструмент, травмируя пальцы до крови.
— Я тогда «достал» своими музыкальными упражнениями соседей по общежитию, — вспоминал с улыбкой Краснов. — Продолжил учёбу в 12-м чебоксарском училище, где осваивал профессию художника-оформителя. Играл и в армии, на Чукотке, где пришлось работать кочегаром в посёлке Угольные Копи.
«Кочегар»
— Значит, твоя картина «Кочегар» написана со знание дела? — спросил я.
— Конечно. Ведь и Виктор Цой работал кочегаром.
— Жаль, что он рано ушёл из жизни. Погиб в автокатастрофе.
— Да, в 28 лет. Тогда ходили разговоры, что это подстроило КГБ. Ведь он был смелым, независимым, пел: «Хочу перемен». Стал популярным, авторитетом, влиял на молодёжь. Наверно, этого боялись…
— А что дало толчок к написанию «Кочегара»?
— Это было в Йошкар-Оле, где я учился в Художественном училище. Как-то шёл я по улице, и на меня напали собаки. Спасаясь от них, я забежал в дверь какого-то помещения. Оно оказалось кочегаркой. Там и познакомился с тем кочегаром.
— Да, эта картина мне понравилась. В ней есть истинная правда жизни. Реализм. И знание предмета. И образ.
О рок-музыке
— А когда пришёл такой уровень музыкального исполнительского мастерства?
— Там же, в Йошкар-Оле. Ходил в рок-клуб, клуб байкеров.
— Не пробовал выступать?
— Было. Приглашали на радио.
— Ты ведь и зарабатывать этим можешь? Не пробовал?
— Пробовал. Устраивал «квартирники». (Концерты в квартирах для узкого круга слушателей. — Авт.) И концерты.
— Так и Владимир Высоцкий с этого начинал.
— Деньги, конечно, нужны. Но для музыканта главное — стремление донести своё искусство до слушателей. Душевная потребность.
— А из классиков рок-музыки кто нравится? «The Beatles», «The Rolling Stones», «Pink Floyd»?
— «Пинк Флойд». Конечно. Это такие музыканты! — Краснов повертел в воздухе рукой… — Они так играют…
Тут, наконец, подошёл нужный троллейбус, и мы расстались. До следующей встречи.
Тимӗр Акташ.
Чебоксары, 18 апреля 2016
На снимках: Художник и бард Валерий Краснов; картина с выставки. Андреев Н.Л. 1966. Черногория. Адриатическое море. 2015. Х.,м. Фото автора
Redakcia noto: La publikigo de artikoloj ne signifas, ke la redakcia estraro dividas la opinion de ĝiaj aŭtoroj.